локальный акт № 63.

государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в
МБОУ гимназии №1;
10. Обжалование актов образовательной организации в установленном
законодательством Российской Федерации порядке;
11. Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной,
производственной, научной базой образовательной организации;
12. Пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами,
лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами
спорта образовательной организации;
13. Развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в
конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных
мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях,
и
других массовых мероприятиях;
14. Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научноисследовательской, научно-технической, экспериментальной ц инновационной
деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством
научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования;
15. Поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной,
общественной,
научной,
научно-технической, творческой, экспериментальной
и инновационной
деятельности.
Обучающиеся имеют право на получение следующих мер социальной
поддержки:
1. Обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены
федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
2. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, а также
на создание общественных объединений
обучающихся
в установленном
федеральным
законом порядке).
3. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные
объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное
привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях
и политических акциях не допускается.
2. Обязанности и ответственность обучающихся.
Обучающиеся обязаны:
1.
Добросовестно
осваивать
образовательную
программу,
выполнять
индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом
учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять
задания, данные педагогическими
работниками в рамках образовательной программы;
2. Выполнять требования Устава гимназии, правил внутреннего распорядка, и иных
локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности;
3. Заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к
нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4. Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для
получения образования другими обучающимися;
5. Бережно относиться к имуществу гимназии;
2

6. Носить повседневную школьную форму ежедневно, спортивную форму - только
на уроках физической культуры, парадную форму - в дни проведения торжественных
линеек, праздничных мероприятий, праздников;
7. Соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от
воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
Дисциплина в гимназии поддерживается на основе уважения человеческого
достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и
(или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. За
неисполнение или нарушение устава гимназии, правил внутреннего распорядка и иных
локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры
дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из гимназии.
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по
образовательным программам начального общего образования, а также к обучающимся
с ограниченными возможностями здоровья. Не допускается применение мер
дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул.
При выборе меры дисциплинарного взыскания гимназия должна учитывать тяжесть
дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен,
предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние,
а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
До применения меры дисциплинарного взыскания гимназия, осуществляющая
образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное
объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся
не представлено, то составляется соответствующий акт.
Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения
не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.
Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня
обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в
пункте 7 настоящего Порядка, а также времени, необходимого на учет мнения советов
обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных
представителей несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей
образовательную деятельность, но не более семи учебных дней со дня представления
руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность,
мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме.
Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати
лет, из гимназии, осуществляющей образовательную деятельность, как мера
дисциплинарного
взыскания
допускается
за
неоднократное
совершение
дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется,
если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не
дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в ОО, осуществляющей
образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других»
обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного
взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер
дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в
установленном порядке.
Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста
пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера
3

дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных
представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Решение об отчислении обучающихся - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав и органа опеки и попечительства.
Об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры
дисциплинарного взыскания гимназия, осуществляющая образовательную деятельность,
незамедлительно обязана проинформировать орган местного самоуправления,
осуществляющий управление в сфере образования.
Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере
образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося,
отчисленного из ОО, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в
месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним
общего образования.
Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется
приказом (распоряжением) директором гимназии, осуществляющей образовательную
деятельность, который доводится до обучающегося, родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего
обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая
времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Отказ
обучающегося,
родителей
(законных представителей)
несовершеннолетнего
обучающегося
ознакомиться
с
указанным
приказом
(распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом.
Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего
обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их
применение к обучающемуся.
Решение комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений является обязательным для всех участников
образовательных отношений в гимназии, осуществляющей образовательную
деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
Решение комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к
обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он
считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания.
Директор гимназии до истечения срока со дня применения меры дисциплинарного
взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе
самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося, ходатайству советов обучающихся, представительных органов
обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
3. Правовой статус педагогических работников.
педагогических работников, гарантии их реализации

Права

и

свободы

1. Педагогический работник гимназии обладает правами и свободами (в том числе
академическими), трудовыми правами, социальными гарантиями и компенсациями,
ограничениями, обязанностями
и ответственностью,
которые установлены
законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской
4

Федерации, и муниципальными правовыми актами.
(в ред. Федерального закона от 19.12.2023 N 618-ФЗ)
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников
в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной
деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются
права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их
высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения
профессиональных
задач,
повышение
социальной
значимости,
престижа
педагогического труда.
3. Педагогические работники гимназии пользуются следующими академическими
правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от
вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств,
методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ
и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы,
отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств
обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке,
установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных
планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных
программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой,
исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной
деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами,
а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами
организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам,
музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной
деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной
или
исследовательской
деятельности
в
организациях,
осуществляющих
образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и
научными услугами гимназии, осуществляющей образовательную деятельность, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными
нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в
коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом гимназии;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности
гимназии, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в
формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм
физического и психического насилия, оскорбления личности;
(п. 12 в ред. Федерального закона от 19.12.2023 N 618-ФЗ)
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических
5

работников.
3.1. В целях защиты своих прав педагогические работники самостоятельно или
через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления гимназии, осуществляющей образовательную
деятельность, обращения о применении к обучающимся указанной организации,
нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных
взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными
органами;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные
способы защиты прав и законных интересов.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 19.12.2023 N 618-ФЗ)
4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны
осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных
отношений,
требований
законодательства
Российской
Федерации,
норм
профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных
нормативных актах гимназии.
5. Педагогические работники гимназии имеют следующие трудовые права и
социальные гарантии:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,
продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые
десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего
образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в
качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по
договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений
специализированного жилищного фонда;
Как устанавливается оплата труда преподавателей в гимназии
7) иные трудовые права, социальные гарантии и меры социальной поддержки,
установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, и муниципальными правовыми актами.
(в ред. Федерального закона от 19.12.2023 N 618-ФЗ
6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой
должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том
числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися,
научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа,
предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным
6

планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа
по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных,
физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий,
проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности
педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными
контрактами)
и
должностными
инструкциями.
Соотношение
учебной
(преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или
учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом
гимназии, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и
квалификации работника.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)
6.1. Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ, утверждается
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере общего образования. Орган государственной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, по
согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере общего образования, вправе утвердить
дополнительный перечень документации, подготовка которой осуществляется
педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных
программ.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 298-ФЗ)
6.2.
Не
допускается
возложение
на
педагогических
работников
общеобразовательных организаций работы, не предусмотренной частями 6 и 9
настоящей статьи, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в
перечни, указанные в части 6.1 настоящей статьи.
(часть 6.2 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 298-ФЗ)
7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
определяется
коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными
локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную
деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в
соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей,
установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных
пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление
компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер,
условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер
социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных
образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации
и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а
педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской
Федерации,
муниципальных
образовательных
организаций
устанавливаются
законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по
7

решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной
работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации,
предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством
и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам,
участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается
компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной
итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются
субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта
Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 188-ФЗ)

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».