МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ М.И.ПЕНЬКОВА
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ гимназии №1
Протокол №1
от 30.08.2022 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ гимназии №1
приказ от 30.08.2022 г. №176
____________Н.И. Пономарев
ПРОГРАММА
«ШКОЛА БЕЗ ОТСТАЮЩИХ»
НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
г. МИЛЛЕРОВО
Пояснительная записка
Трудность академической неудачи волнует всех - и взрослых, и детей. Очевидно, что
нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда мечта
об успехе в школе разбивается о первую двойку, ребенок сначала теряет желание учиться и
просто пропускает занятия или становится "трудным" учеником, что часто приводит к
развитию новых негативных форм поведения.
Что такое академическая неуспеваемость?
Неуспеваемость - это отставание в обучении, при котором ученик не овладевает на
достаточном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также комплекс
трудностей, которые могут развиться у ребенка в связи с регулярными занятиями (как
групповыми, так и индивидуальными).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, нужно знать причины,
производящие ее. Это может быть невысокий характер мыслительной деятельности ребенка,
недостаток у него мотивации к учению, несовершенство системы учебного процесса.
Определив, чем обусловлена школьная неуспеваемость, можно оказать обучающемуся
грамотную помощь по ее преодолению.
Цели:
Формирование у обучающихся способов,
общих и особых интеллектуальных
действий в ходе кропотливой, регулярной работы по предмету.
Создание системы внеурочной работы как дополнительного способа по устранению
пробелов в знаниях обучающихся.
Формирование групповых, персональных и дистанционных форм внеурочной
деятельности.
Возмещение необходимости в новой информации (широкая информированность).
Установление глубокой, стабильной заинтересованности к предмету.
Создание экспресс- тестирования для обучающегося.
Расширение кругозора обучающихся, их любознательности.
Формирование внимания, логического мышления, аккуратности, навыков
самопроверки обучающихся.
Планируемые результаты:
-Создание благоприятных условий для развития умственных возможностей
обучающихся, индивидуального роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
Введение
современных
образовательных
технологий,
которые
помогут
слабоуспевающим овладеть программой.
Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих
подростков в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Обнаружение первопричины неуспеваемости с помощью универсальных тестов,
позволяющих определить присутствие и характер учебно-познавательных
возможностей и интересов обучающихся, определение подходящих методов и форм
обучения.
Ликвидация неуспеваемости.
Повышение уровня обученности обучающихся.
Повышение качества знаний обучающихся.
Повышение мотивации к учению.
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько
групп:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие
познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность
познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к
учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным
отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным
отношением к учению.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью,
но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию
познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций:
сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков:
алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное
в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести,
вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи.
Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому
продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности
в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к
поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или
пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной
деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все
возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку
деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?";
вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить
индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться
отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Обучающиеся, которые
уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить
дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать
такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и
критики. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на
развитие мышления, памяти и внимания.
Работа с обучающимися, не желающими учиться
Причиной плохой успеваемости многих обучающихся является внутренняя личностная
позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами
образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках
избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся
отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет
продуктивность учения.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности.
Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
помочь обучающимся осознать необходимость получения новых знаний;
развивать ответственность;
поддерживать уверенность обучающихся в собственных силах, вырабатывая
позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних
мотивов личности, а также умело стимулируя обучающихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам обучающихся, использовать все
возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы
повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
решение проблемных ситуаций;
использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов
деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над
проектами.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая,
унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной
деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу,
сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный
материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже
упражнение.
Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением
к учению.
Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении
учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует
критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные
результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Слабое развитие
мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии
познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих
качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также
стремление оставить школу. Их больше всего привлекают такие предметы как физкультура,
уроки труда.
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости
Характер проявления
Низкий уровень развития учебной мотивации Ошибочно сформировавшаяся позиция к
(ничто не побуждает учиться). Влияют:
образованию,
недопонимание
его
обстоятельства жизни ребенка в семье; общественной значимости.
взаимоотношения с окружающими Нет стремления быть удачным в учебной
взрослыми (учителями)
деятельности (отсутствует увлеченность в
атмосфера внутри класса
получении хороших отметок, достаточно
удовлетворительной отметки)
Интеллектуальная пассивность как результат При
выполнении
учебного
задания,
неправильного воспитания.
требующего активной мыслительной работы,
Интеллектуально пассивные учащиеся – те,
которые не имели ни правильных условий
для умственного развития, ни достаточной
практики интеллектуальной деятельности, у
них отсутствуют интеллектуальные умения,
знания и навыки, на основе которых педагог
строит обучение
Неправильные навыки учебной работы – со
стороны педагога нет должного контроля над
способами и приемами ее выполнения
Неправильно сформировавшееся отношение
к учебному труду:
пробелы
в
воспитании
(нет
постоянных трудовых обязанностей,
не приучены выполнять их аккуратно,
не предъявлялось строгих требований
к качеству работы; избалованные,
неорганизованные обучающиеся)
Отсутствие или слабое развитие учебных и
познавательных интересов – недостаточное
внимание к этой проблеме со стороны
педагогов и родителей
отсутствует стремление его понять и
осмыслить.
Вместо
активного
размышления
–
использование различных обходных путей:
зазубривание,
списывание,
подсказки
товарищей,
угадывание
правильных
вариантов ответа.
Интеллектуальная
пассивность
может
проявляться как избирательно в отношении
учебных предметов, так и во всей учебной
работе. Вне учебных занятий многие из таких
обучающихся действуют умнее, активнее и
сообразительнее, чем в учении
Обучающиеся не умеют учиться, не умеют
самостоятельно работать, потому что
пользуются малоэффективными способами
учебной работы, которые требуют от них
значительной траты лишнего времени и
труда: заучивают текст, не выделяя
логических частей; начинают выполнять
практические
задания
раньше,
чем
выучивают
правило,
для
применения
которого эти задания задаются; не проверяют
свои работы или не умеют проверять;
выполняют работу в медленном темпе
Нежелание выполнять не очень интересное,
скучное, трудное, отнимающее много
времени задание.
Небрежность и недобросовестность в
выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные или частично выполненные
домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными
пособиями
Знания усваиваются без интереса, легко
становятся формальными, т. к. не отвечают
потребности в их приобретении, остаются
мертвым грузом, не используются, не влияют
на представления школьника об окружающей
действительности и не побуждают к
дальнейшей деятельности
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
Мероприятия
1. Проведение мониторинга знаний обучающихся по
основным разделам учебного материала с целью
определения фактического уровня знаний детей и
выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют
быстрой
ликвидации
(текущие
контрольные,
муниципальные(диагностические) контрольные работы).
2. Установление причин отставания неуспевающих
учащихся через беседы со школьными специалистами:
классным руководителем, психологом; встречи с
отдельными
родителями
и
обучающимися,
Срок
Каждую
четверть
Ответственные
Учителяпредметники
По результатам Учителячетверти
предметники
показывающими слабые знания.
3. Составление индивидуального плана работы по Сентябрь2022г. Учителяликвидации пробелов в знаниях неуспевающего на Октябрь 2022 предметники
текущую четверть.
декабрь2022г.
Март
2023г.
Май2023
Сентябрь2023г.
Октябрь 2023г.
4. Используя дифференцированный подход при Постоянно
Учителяорганизации самостоятельной работы на уроке, включать
предметники
посильные индивидуальные задания неуспевающим
ученикам, фиксировать это в плане урока.
5. Вести обязательный тематический учет знаний
Постоянно
Учителянеуспевающих учащихся (диагностические карты)
предметники
приложение
6. Отражать индивидуальную работу c неуспевающими
Постоянно
Учителяучащимися в рабочих или специальных тетрадях по
предметники
предмету.
Индивидуальная работа предметных МО, учителей-предметников неуспевающими
учащимися
1.
Разработка руководителями предметных МО Сентябрь2022г. Руководители
методических рекомендаций по ликвидации пробелов в Октябрь 2022 МО
знаниях обучающихся, определение методов и форм по декабрь2022г.
их устранению.
Март
2023г.
Май2023
Сентябрь2023г.
Октябрь 2023г
2. Составление плана мероприятий МО по организации Сентябрь
Руководители
индивидуальной работы с обучающимися (по четвертям)
2022г.,
МО
август 2023г.
3. Выявление обучающихся, сильно выделяющихся (в Постоянно
Учителяслабую сторону) на фоне всего класса.
предметники
4. Определение причин неуспешности обучения
По факту
Учителяобучающегося по предмету.
предметники
5. Осуществление диагностики знаний обучающихся с По четвертям
Учителяиспользованием образовательного минимума
предметники
6. Составление индивидуальных диагностических карт и
По факту
Учителяпланов работы по предмету (приложение)
предметники
7. Подбор дидактического материала для работы Постоянно
Учителяобучающихся на разных этапах урока
предметники
8. Организация индивидуальной работы с неуспевающим
Постоянно
Учителяучеником в урочное и внеурочное время.
предметники
9. Информирование классного руководителя или Постоянно
Классный
непосредственно родителей о результатах обучения
руководитель,
обучающегося.
Учителяпредметники
10.
Отчёт
учителя-предметника
по
работе
с По четвертям
Руководители
неуспевающими обучающимися
МО, учителяпредметники
Работа классного руководителя с неуспевающими учащимися
1. Выявление причины неуспеваемости обучающегося через
Постоянно
Классные
индивидуальные беседы.
руководители
2. Посещения семьи неуспевающего о б учающегося.
3. Работа с учителями-предметниками по проблемам
неуспевающих обучающихся.
В течение года
Классные
руководители
,
соц. педагог
По плану ВШК Классные
руководители
, учителяпредметники
Постоянно
Классные
руководители
Ежедневно
Классные
руководител
и
4. Проведение индивидуальных бесед с обучающимися с
целью выявления социальных проблем
5. Контроль посещения уроков неуспевающими
обучающимися (в случае систематических пропусков
без уважительной причины постановка на
внутришкольный контроль).
6. Индивидуальные беседы с родителями по развитию их
В течение года Классные
ребенка.
руководители
7. Отчет классного руководителя по работе с
По четвертям Классные
Неуспевающими обучающимися
руководители
Работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе
1. Составление списка слабоуспевающих и неуспевающих
По результатам
обучающихся.
четверти
Постоянно
2. Собеседование с классными руководителями по поводу
Информацию
согласования и уточнения списка слабоуспевающих и
предоставляю
неуспевающих обучающихся. Выяснение причины их
тклассные
отставания.
руководители.
3. Собеседование с учителями - предметниками по
По итогам
согласованию и уточнению индивидуальных планов
четверти
работы со слабоуспевающими и неуспевающими
учащимися.
В план учителю включить обязательно:
1. индивидуальную работу по ликвидации пробелов.
2. ведение тематического учета знаний слабых детей.
3. ведение работ с отражением индивидуальных
заданий.
4. Собеседования с учителями по итогам четверти с
По итогам
просмотром ведения тематического учета знаний и
четверти
тетрадей с результатами индивидуальной работы с
ребенком.
5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у
Согласно
неуспевающих обучающихся по результатам проведенных
графику
контрольных работ (выборочно).
Работа педагога - психолога с неуспевающими
Изучение индивидуальных особенностей неуспевающих
Сентябрь
обучающихся
2022г.–
ноябрь 2022г.
(1-11классы),
Наблюдение за характером работы ученика на уроке
Постоянно
Определение поведенческих особенностей учебной
Постоянно
деятельности неуспевающего ученика
Ноябрь 2022г
Ознакомление родителей и педагогов с результатами
Декабрь2022г.,
исследований
Май 2023г.
Составление рекомендаций для родителей, обучающихся и
По
педагогов.
необходимости
Учителя предметник
и
Учителя предметники
Индивидуальная и групповая работа с учащимися по
развитию познавательных процессов
Постоянно
Ранняя профилактика и коррекция социально и педагогически запущенных
обучающихся
Психолого-педагогическая профилактика - система предупредительных мер, связанных с
устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в
развитии
детей.
Психолого-педагогическая коррекция – совокупность специальных психологопедагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в
качестве
субъекта
обучения,
деятельности
и
самосознания.
Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности
детей:
1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики
социально-педагогической ситуации развития ребенка.
3. Профессиональная компетентность и разделение функций.
4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее
развития.
5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
6. Дифференцированный подход. Ранняя профилактика запущенности непосредственно
связана с качеством воспитательно-образовательного процесса, а поэтому носит
общий педагогический характер. В зависимости от возраста ребенка, можно выделить
4
группы
методов
профилактики:
Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:
познавательные игры;
создание ситуаций эмоционального переживания;
создание ситуаций занимательности;
создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.
Организация жизни к деятельности детского воспитательного коллектива:
создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
коллективные игры;
выработка коллективно-единых требований;
коллективное соревнование;
коллективное
самообслуживание.
Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
уважение;
побуждение;
педагогическая требовательность;
сочувствие;
убеждение;
педагогическое предостережение;
осуждение;
анализ поступка;
понимание;
решение
конфликтной
ситуации.
доверие;
Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:
пример, разъяснение;
ожидание радости;
снятие напряжения;
обращение к самолюбию, самоуважение;
обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;
требование; внушение.
Приложение 1.
Беседы психолога с обучающимся
1
четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Педагог-психолог
/
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Ф.И.
год рождения
класс
№
Предмет
Оценки 1
четверть
Оценки 2
четверть
Оценки 3
четверть
Оценки 4
четверть
год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Подпись классного руководителя
ФИО кл.руководителя
ОТЧЕТ
УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА О РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Ф.И.О. ученика
Учитель
Причины неуспеваемости
(учитель указывает
самостоятельно
выявленные причины)
Использованные виды
опроса
Формы ликвидации
пробелов
Результат работы