образовательного процесса, соблюдения прав и свобод участников
образовательных отношений, развития личностных качеств учащихся.
1.3. Правила устанавливают требования к поведению учащихся во время
образовательного процесса, во время нахождения на территории МБОУ
гимназии №1 (далее – ОУ) и (или) во время мероприятий с участием
учащихся ОУ, а также основания и порядок привлечения учащихся ОУ к
дисциплинарной ответственности и представления к поощрению.
1.4. Поведение учащихся в ОУ регламентируется нормативными правовыми
актами РФ, локальными нормативными актами ОУ, нормами морали и
нравственности, нормами делового этикета.
1.5. Дисциплина в ОУ поддерживается на основе уважения человеческого
достоинства учащихся, педагогических и иных работников ОУ. Применение
физического и (или) психического насилия по отношению к учащимся не
допускается.
1.6. Правила распространяются на всех учащихся ОУ.
1.7. Правила разработаны с учетом мнения участников образовательного
процесса.
1.8. Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, включая
соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в
организации, осуществляется педагогическими, руководящими работниками
ОУ, а также иными лицами, на которых возложены соответствующие
обязанности.
1.9. Правила размещаются в открытом доступе на информационных стендах
ОУ и официальном сайте ОУ в сети Интернет.
2. Режим образовательного процесса.
2.1. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в
1-х классах 33 недели, во 2-11 – 34 недели. Продолжительность осенних,
зимних, оздоровительных (февральских) и весенних каникул не должна быть
меньше 30 календарных дней.
2.2. Календарный график на каждый учебный год утверждается приказом
директора.
2.3. Сроки государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах
устанавливает Министерство образования и науки Российской Федерации.
2.4. Учебные занятия в образовательной организации начинаются в 08 часов
30 минут, в понедельник- в 8.00. Учащиеся должны приходить в ОУ не
позднее, чем за 10 минут до начала занятий. Опоздание на уроки
недопустимо.
2.5. Для учащихся 1 - 7-х классов устанавливается пятидневная учебная
неделя, для учащихся 8-11-х классов- шестидневная.
2.6. Продолжительность урока во 2–11-х классах составляет 45 минут.
2.7. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований: - использование "ступенчатого" режима
обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый). - обучение проводится
без балльного оценивания обучающихся и домашних заданий.
2.8. Осуществление деятельности организации, реализация образовательных
программ, в том числе с применением дистанционных образовательных
технологий, проведении итоговой аттестации, организация оздоровительной
компании, организация образовательного процесса и режима дня,
организация питания и питьевого режима, организация профилактических и
противоэпидемических мероприятий, содержание собственной территории и
помещений осуществляется в строгом соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями, утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3. Права учащихся.
3.1. Учащимся предоставляются академические права на:
3.1.1. выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность;
3.1.2. предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной
психолого-медико-педагогической коррекции;
3.1.3. обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в
порядке, установленном локальными нормативными актами;
3.1.4. выбор факультативных (необязательных для данного уровня
образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого
организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
3.1.5. освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами
(модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в
установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей);
3.1.6. зачет результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ
в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
3.1.7. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм
физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и
здоровья;
3.1.8. свободу совести, информации, свободное выражение собственных
взглядов и убеждений , но не противоречащих законодательству РФ;
3.1.9. каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха
и иных социальных целей в соответствии с законодательством об
образовании и календарным учебным графиком;
3.1.10. перевод в другую образовательную организацию, реализующую
образовательную программу соответствующего уровня, в порядке,
предусмотренном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего
образования;
3.1.11. участие в управлении образовательной организацией в порядке,
установленном ее уставом;
3.1.12. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с
уставом, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере
лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о
государственной аккредитации, с учебной документацией, другими
документами, регламентирующими организацию и осуществление
образовательной деятельности в образовательной организации;
3.1.13. обжалование актов образовательной организации в установленном
законодательством Российской Федерации порядке;
3.1.14. бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами,
учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
3.1.15. пользование в порядке, установленном локальными нормативными
актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и
объектами спорта образовательной организации;
3.1.16. развитие своих творческих способностей и интересов, включая
участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных
мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных
спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
3.1.17. участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в
научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и
инновационной деятельности, осуществляемой образовательной
организацией;
3.1.18. опубликование своих работ в изданиях образовательной организации
на бесплатной основе;
3.1.19. поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной,
общественной, научной, научно-технической, творческой,
экспериментальной и инновационной деятельности.
3.2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной
поддержки и стимулирования:
3.2.1. В ОУ реализуются меры социальной поддержки, установленные в
отношении отдельных категорий обучающихся в соответствии с
нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами
субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
3.2.2. Обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены
федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
3.3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме
самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не
имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе
пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию
в организации, осуществляющей образовательную деятельность по
соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной
программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего
общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и
государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей
образовательную деятельность по соответствующей имеющей
государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе,
бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются
академическими правами учащихся по соответствующей образовательной
программе.
3.4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору
мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в
порядке, установленном локальными нормативными актами.
На основании поправок Федерального закона от 04.08.2023 N 479-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" закреплены обязанности учащихся поддерживать чистоту и
порядок в образовательной организации, а также с учетом возрастных и
психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде,
предусмотренном образовательной программой.
Исключен запрет на привлечение учащихся к труду, не предусмотренному
образовательной программой, без их согласия и согласия законных
представителей - вместо этого установлено, что такое привлечение
обучающихся к труду осуществляется в соответствии с требованиями
трудового законодательства.
3.5. Учащиеся имеют право на участие в общественных объединениях,
созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а
также на создание общественных объединений учащихся в установленном
федеральным законом порядке.
3.6. Принуждение учащихся, воспитанников к вступлению в общественные
объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное
привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных
кампаниях и политических акциях не допускается.
4. Обязанности учащихся.
4.1. Учащиеся обязаны:
4.1.1. Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять
индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные
учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия,
осуществлять самостоятельную подготовку к ним, выполнять задания,
данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
4.1.2. Ликвидировать академическую задолженность в сроки, определяемые
образовательной организацией.
4.1.3. Выполнять требования устава организации, правил внутреннего
распорядка, в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и
правилам поведения в ОУ и иных локальных нормативных актов по
вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
4.1.4. Заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к
нравственному, духовному и физическому развитию и
самосовершенствованию.
4.1.5. Немедленно информировать педагогического работника,
ответственного за осуществление мероприятия, о каждом несчастном случае,
произошедшим с ними или очевидцами которого они стали.
4.1.6. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников
образовательной организации, не создавать препятствий для получения
образования другими учащимися.
4.1.7. Не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время
проведения учебных занятий при освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования, за
исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью учащихся,
работников организации, осуществляющей образовательную деятельность,
иных экстренных случаев.
4.1.8. Бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей
образовательную деятельность, поддерживать в ней чистоту и порядок.
4.1.9. С учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в
общественно полезном труде, предусмотренном образовательной
программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и
базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам
труда.
4.1.10. Соблюдать режим организации образовательного процесса, принятый
в образовательной организации.
4.1.11. Находиться в образовательной организации только в сменной обуви,
иметь опрятный и ухоженный внешний вид. На учебных занятиях (кроме
занятий, требующих специальной формы одежды) присутствовать в
школьной форме, соответствующей установленному образцу в МБОУ
гимназии №1, в исключительных случаях в светской одежде делового
(классического) стиля. На учебных занятиях, требующих специальной формы
одежды (физкультура, технология и т.п.), присутствовать только в
специальной одежде и обуви.
4.1.12. Соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан
от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления
табака.
4.1.13. Не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других
граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего
табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего
табачного дыма и последствий потребления табака.
4.1.14. Своевременно проходить все необходимые медицинские осмотры.
4.2. Учащимся запрещается:
4.2.1. Приносить, передавать, использовать в образовательной организации и
на ее территории оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические
и наркотические вещества и иные предметы и вещества, способные
причинить вред здоровью участников образовательного процесса и (или)
деморализовать образовательный процесс.
4.2.2. Приносить, передавать, использовать любые предметы и вещества,
могущие привести к взрывам, возгораниям и отравлению.
4.2.3. Приносить экстремистские материалы, способствующие
распространению идеи экстремизма среди учащихся, а также вовлечению
несовершеннолетних в деятельность экстремистских организаций.
4.2.4. Иметь неряшливый и вызывающий внешний вид.
4.2.5. Применять физическую силу в отношении других учащихся,
работников образовательной организации и иных лиц.
4.3. За неисполнение или нарушение Устава образовательной организации,
настоящих Правил и иных локальных нормативных актов по вопросам
организации и осуществления образовательной деятельности учащиеся несут
ответственность в соответствии с настоящими Правилами.
5. Правила посещения ОУ учащимися.
5.1. Посещение занятий и мероприятий, предусмотренных учебным планом,
обязательно. В случае пропуска занятий (обязательных мероприятий)
учащийся предоставляет классному руководителю справку медицинского
учреждения или заявление родителей (законных представителей) с указанием
причины отсутствия.
5.2. Перед началом занятий учащиеся оставляют верхнюю одежду и
переодеваются в сменную обувь в гардеробе.
5.3. В гардеробе, в т. ч. в верхней одежде, не рекомендуется оставлять
деньги, документы, ценные вещи.
5.4. Запрещается находиться в гардеробе после окончания переодевания,
после звонка к началу уроков.
5.5. Обучающийся должен иметь при себе все необходимые для уроков
принадлежности, сменную обувь. Для отдельных уроков необходимо
приносить специальную одежду (фартук, нарукавники), спортивную форму.
5.6. Не допускается:
- находиться на территории и в здании ОУ в нерабочее время;
– играть в спортивные игры вне специально отведенных для этого мест
(спортивных площадок), за исключением проведения в установленном
порядке организованных массовых спортивно-развлекательных
мероприятий;
– портить имущество ОУ или использовать его не по назначению, совершать
действия, нарушающие чистоту и порядок;
– перемещать из помещения в помещение без разрешения администрации
или материально-ответственных лиц мебель, оборудование и другие
материальные ценности;
– передвигаться в здании и на территории ОУ на скутерах, велосипедах,
роликовых коньках, досках и других подобных средствах транспортного и
спортивного назначения, если это не обусловлено организацией
образовательного процесса, культурно-досуговыми мероприятиями;
– осуществлять кино-, фото- и видеосъемку в здании и на территории ОУ без
разрешения администрации;
– осуществлять без разрешения администрации предпринимательскую
деятельность, в т. ч. торговлю или оказание платных услуг;
– кричать, шуметь, играть на музыкальных инструментах, пользоваться
звуковоспроизводящей аппаратурой с нарушением тишины и созданием
помех осуществлению образовательного процесса без соответствующего
разрешения руководства ОУ.
5.7. Запрещается передавать пропуска (в т. ч. электронные) для прохода на
территорию/в здание другим лицам.
5.8. Запрещается самовольно покидать здание и территорию ОУ. Покидать
территорию ОУ во время образовательного процесса возможно только с
разрешения классного руководителя или дежурного администратора ОУ.
6. Правила поведения учащихся во время урока.
6.1. Учащиеся занимают свои места в кабинете по указанию классного
руководителя или учителя по предмету, учитывая при размещении детей их
физические и психологические особенности.
6.2. Перед началом урока учащиеся должны подготовить свое рабочее место
и все необходимое для работы в классе.
6.3. При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия и садятся
после того, как учитель ответит на приветствие и разрешит сесть.
6.4. В случае опоздания на урок учащиеся должны постучаться в дверь
кабинета, зайти, поздороваться с учителем, извиниться за опоздание и
попросить разрешения сесть на место.
6.5. Время урока должно использоваться только для учебных целей. Во время
урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других посторонними
разговорами, играми и иными, не относящимися к уроку, делами.
6.6. При готовности задать вопрос или ответить учащиеся поднимают руку и
получают разрешение учителя.
6.7. Если учащемуся необходимо выйти из класса, он должен попросить
разрешения учителя.
6.8. Звонок с урока – это сигнал для учителя. Когда учитель объявит об
окончании урока, учащиеся вправе встать, навести чистоту и порядок на
своем рабочем месте, выйти из класса.
7. Правила поведения учащихся во время перемены.
7.1. Время, отведенное на перемену, предназначается для отдыха и
подготовки к следующему по расписанию занятию.
7.2. Допускаются занятия настольными видами спорта в специально
отведенных для этого местах.
7.3. Во время перерывов (перемен) учащимся запрещается:
– шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по коридорам, лестницам, вблизи
оконных и лестничных проемов и в других местах, не предназначенных для
активного движения;
– толкать друг друга, перебрасываться предметами, наносить вред имуществу
ОУ, оставлять мусор вне мусорных корзин;
– употреблять непристойные выражения, использовать непристойные жесты;
– громко слушать музыку из записывающих устройств.
7.4. В случае отсутствия следующего урока, обучающиеся обязаны
обратиться к дежурному администратору ОУ, а также поставить в
известность своего классного руководителя.
8. Правила поведения учащихся в столовой.
8.1. Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой
без верхней одежды, тщательно моют руки перед едой.
8.2. Учащиеся обслуживаются в столовой в порядке живой очереди,
работники имеют право не обслуживать учащихся вне очереди, за
исключением обучающихся с ОВЗ;
8.3. Учащиеся выполняют требования работников столовой, дежурного
учителя, дежурных по столовой, соблюдают порядок при покупке продуктов
питания и напитков. Проявляют внимание и осторожность при получении и
употреблении горячих и жидких блюд.
8.4. Употреблять продукты питания и напитки, приобретенные в столовой и
принесенные с собой, разрешается только в столовой.
8.5. Обучающиеся убирают за собой столовые принадлежности и посуду
после еды.
9. Правила поведения учащихся во время внеурочных мероприятий.
9.1. Перед проведением мероприятий учащиеся проходят инструктаж по
технике безопасности.
9.2. Во время проведения мероприятия учащимся следует выполнять все
указания руководителя (руководителя группы), соблюдать правила
поведения на улице, в общественном транспорте.
9.3. Обучающиеся должны соблюдать дисциплину, следовать установленным
маршрутом движения, оставаться в расположении группы, если это
определено руководителем.
9.4. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно сообщать
руководителю группы об ухудшении здоровья или травме.
9.5. Учащиеся должны уважать местные традиции, бережно относиться к
природе, памятникам истории и культуры.
9.6. Учащиеся не должны самостоятельно покидать мероприятие. Покинуть
мероприятие учащиеся могут только с разрешения классного руководителя.
10. Правила этикета.
Учащиеся должны:
– здороваться с работниками и посетителями ОУ;
– проявлять уважение к старшим, заботиться о младших;
– уступать дорогу педагогам, мальчики – пропускать вперед девочек,
старшие – пропускать вперед младших;
– соблюдать вежливые формы общения с окружающими;
– не допускать откровенную демонстрацию личных отношений;
– не разговаривать громко по телефону.
11. Основания и принципы привлечения учащихся к дисциплинарной
ответственности. Меры дисциплинарного взыскания.
11.1. Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или
нарушение устава ОУ, правил внутреннего распорядка учащихся ОУ и иных
локальных нормативных актов ОУ по вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности.
11.2. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к учащимся:
– по образовательным программам начального общего образования;
– с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического
развития и различными формами умственной отсталости);
– во время их болезни, каникул.
11.3. За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть
применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание;
выговор; отчисление из ОУ.
11.4. Принципы дисциплинарной ответственности учащихся:
– неотвратимость дисциплинарного взыскания (ни один дисциплинарный
проступок обучающегося не должен быть оставлен без внимания и
рассмотрения);
– презумпция невиновности (неустранимые сомнения в виновности
обучающегося толкуются в его пользу);
– виновность (ответственность наступает за дисциплинарные проступки и
наступившие последствия, в отношении которых установлена вина
учащегося).
За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера
дисциплинарного взыскания.
11.5. Привлечение учащегося к дисциплинарной ответственности не
освобождает его от обязанностей, за неисполнение или ненадлежащее
исполнение которых было наложено дисциплинарное взыскание.
11.6 Высказанное учащемуся в устной форме предупреждение, замечание
или указание на недопущение впредь дисциплинарных проступков не
является дисциплинарным взысканием.
11.7. Применение дисциплинарного взыскания не освобождает учащего,
совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности в
соответствии с законодательством РФ.
11.8. Причиненный в результате дисциплинарного проступка вред
возмещается в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
11.9. Отчисление несовершеннолетнего учащегося как крайняя мера
дисциплинарного взыскания применяется к учащимся, достигшим возраста
пятнадцати лет, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков.
Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры
дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали
результата и дальнейшее пребывание обучающегося в ОУ оказывает
отрицательное влияние на других учащихся, нарушает их права и права
работников ОУ, а также нормальное функционирование ОУ.
11.10. Отчисление несовершеннолетнего учащегося как мера
дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных
к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры
дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке.
11.11. Решение об отчислении несовершеннолетнего учащегося, достигшего
возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования,
как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его
родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении
обучающихся – детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав и органа опеки и попечительства.
11.12. Об отчислении несовершеннолетнего учащегося в качестве меры
дисциплинарного взыскания ОУ информирует орган местного
самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
11.13. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере
образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего
учащегося, отчисленного из ОУ, не позднее чем в месячный срок принимают
меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего
образования.
12. Порядок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности.
12.1. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется
только на основании выявленного дисциплинарного проступка.
12.2. Выявление дисциплинарного проступка осуществляется
административными работниками ОУ.
12.3. Основаниями для выявления дисциплинарного проступка являются:
– жалоба (сообщение, заявление), поданная руководителю ОУ от участника
образовательного процесса или иных лиц;
– заявление (сообщение) самого учащегося, совершившего дисциплинарный
проступок.
12.4. Жалоба, сообщение, заявление признаются допустимыми основаниями
к началу выявления дисциплинарного проступка со стороны администрации,
если они заявлены устно либо поданы в письменной форме с указанием:
– фамилии, имени, отчества лица, подающего жалобу (сообщение,
заявление);
– фамилии, имени, отчества учащегося, совершившего дисциплинарный
проступок и (или);
– деяния, содержащего признаки дисциплинарного проступка.
12.5. При выявлении совершенного дисциплинарного проступка и выборе
меры дисциплинарного взыскания выясняются следующие обстоятельства:
тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при
которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его
психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение участников
образовательного процесса.
12.6. Доказательствами совершения дисциплинарного проступка являются
сведения, фактические данные, на основании которых устанавливается
наличие или отсутствие признаков дисциплинарного проступка, имеющие
значение обстоятельства.
12.7. Руководитель ОУ, педагогические работники, сотрудники охраны,
представители общественности и иные лица не вправе, при выявлении
дисциплинарного проступка, без согласия обучающегося или его родителей
досматривать и изымать вещи, принадлежащие ему на праве собственности
или ином законном основании.
12.8. Если проступок обучающегося содержит признаки состава уголовного
преступления или административного правонарушения, руководитель ОУ,
педагогический работник уведомляет о случившемся сотрудников
правоохранительных органов.
12.9. До применения меры дисциплинарного взыскания руководитель ОУ
запрашивает письменное объяснение от учащегося, представленного к
наложению дисциплинарной ответственности. Если по истечении трех
учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то
составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение учащегося от
предоставления им письменного объяснения не является препятствием для
применения меры дисциплинарного взыскания. В том случае если учащийся
находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического
опьянения и (или) в состоянии аффекта, получение от него каких-либо
объяснений откладываются до его вытрезвления и (или) нормализации
психологического состояния.
12.10. Наложение дисциплинарного взыскания оформляется приказом
руководителя ОУ, который доводится до обучающегося и родителей
несовершеннолетнего учащегося под роспись в течение трех учебных дней со
дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в ОУ. Отказ
учащегося и (или) родителей несовершеннолетнего учащегося ознакомиться
с приказом под роспись оформляется соответствующим актом.
12.11. Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного
месяца со дня обнаружения проступка (дня, когда администрации стало
известно о совершении проступка).
12.12. Дисциплинарное взыскание не может быть применено во время
болезни либо в период его отсутствия учащегося в ОУ по уважительной
причине (нахождение на лечении, на похоронах родственников или близких
лиц, форс-мажор).
12.13. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного
взыскания к учащемуся не будет применена новая мера дисциплинарного
взыскания, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
12.14. Руководитель ОУ до истечения года со дня применения меры
дисциплинарного взыскания вправе снять ее с обучающегося по собственной
инициативе, просьбе самого учащегося, родителей несовершеннолетнего
учащегося, ходатайству Управляющего совета, комиссии по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений и советов родителей
несовершеннолетних учащихся.
12.15. Учащийся и (или) родители несовершеннолетнего учащегося вправе
обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений ОУ меры дисциплинарного взыскания и их
применение к обучающемуся в разумные сроки со дня подписания
соответствующего приказа руководителя ОУ.
12.16. Истечение предусмотренного пунктом 12.15 настоящих Правил срока
обжалования не является препятствием для обращения учащегося и (или)
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося в
прокуратуру, суд или иные органы власти с жалобой на незаконное
привлечение к дисциплинарной ответственности в пределах сроков,
установленных законодательством.
13. Основания и порядок поощрения учащихся.
13.1. Поощрения (в качестве оценки и стимулирования личных достижений
учащихся) устанавливаются за:
– безупречную учебу,
– учебные достижения, в т. ч. достижения на олимпиадах, конкурсах,
смотрах и т.п.;
– участие в социально значимых мероприятиях, проектах; – поступки,
имеющие высокую общественную оценку (спасение человека, помощь
органам государственной власти, участие в волонтерском движении,
благотворительной деятельности и т.п.)
13.2. В ОУ устанавливаются следующие меры поощрений:
– объявление благодарности;
– направление благодарственного письма родителям (законным
представителям);
– награждение почетной грамотой и (или) дипломом;
– награждение похвальной грамотой "За особые успехи в изучении
отдельных предметов" и (или) похвальным листом "За отличные успехи в
учении";
– награждение ценным подарком.
13.3. Принятие решения о поощрении осуществляется руководителем ОУ на
основании:
– представления классного руководителя;
– представления педагогического совета или иных органов коллективного
управления;
– обращения отдельных работников ОУ;
– обращение органов государственной власти, органов местного
самоуправления;
– информации СМИ.
13.4. Награждение ценным подарком осуществляется за счет внебюджетных
средств на основании приказа руководителя ОУ по согласованию с
Управляющим советом.
14. Способы обеспечения дисциплины и порядка.
14.1. Дисциплина и порядок поддерживаются в ОУ посредством
самоконтроля со стороны всех участников образовательного процесса,
самоорганизации учащихся и работников, применением мер
дисциплинарного взыскания.
14.2. В целях поддержания порядка, обеспечения прав учащихся и
работников, профилактики и раннего выявления дисциплинарных
проступков в ОУ организуются ежедневные дежурства учащихся и
педагогических работников ОУ.
14.3. Дежурство учащихся по ОУ является способом самоорганизации
учебного коллектива, формой воспитательной работы.
14.4. Назначение дежурными по ОУ не умаляет прав или обязанностей
учащихся.
14.5. Дежурные по ОУ в своем поведении должны являться примером
достойного поведения.
14.6. При обнаружении дисциплинарного проступка дежурным запрещается
самостоятельно принимать какие-либо меры к нарушителям, кроме устного
замечания, выраженного в корректной форме. В указанном случае дежурный
учащийся должен поставить в известность о дисциплинарном проступке
дежурного учителя и (или) дежурного администратора.
15. Защита прав, свобод, гарантий и законных интересов учащихся.
В целях защиты своих прав, свобод, гарантий и законных интересов
учащиеся и (или) их законные представители самостоятельно или через
своих выборных представителей вправе:
– направлять в органы управления ОУ обращения о нарушении и (или)
ущемлении ее работниками прав, свобод, законных интересов и социальных
гарантий учащихся;
– обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений ОУ;
– использовать иные, не запрещенные законодательством способы защиты
своих прав и законных интересов.